При включении ОП обмотка возбуждения шунтируется резистором небольшого сопротивления (соизмеримого с сопротивлением обмотки). Потери на нагрев этого резистора относительно небольшие, так что КПД двигателя даже немного повышается из-за уменьшения магнитного потока. Хотя многие считают, заблуждаясь, что ехать на шунтах неэкономично. Ток через обмотку возбуждения уменьшается, а вместе с ним и магнитный поток и противо-ЭДС. Вследствие этого увеличивается ток якоря, ток обмотки возбуждения возвращается к прежнему значению (или почти к прежнему). Следовательно возрастает и сила тяги. Правда, сила тяги при полном поле больше чем при ОП при равных токах якоря. Так что на высоких ступенях ОП ток якоря может быть большим, а сила тяги относительно маленькой, что можно наблюдать в симуляторе на электровозах ВЛ80т, ЧС7, ЧС2к (на более старых ОП реализовано неправильно).