Сергей, Вы не правы, снижение давления в ТМ при торможении, как и повышение при отпуске идет волной от головы к хвосту, пэтому на ПТ при торможении поезд сжимается, потому что хвост наезжает на уже заторможенные передние вагоны. Особенно хорошо это заметно в грузовых поездах, они длиннее. Во всей красе этот эффект показал себя во время крушения супер тяжелого и длинносоставного поезда весом 35000 т на ЮЖД в 1984 году, я как раз поездную практику проходил. Когда после смены лок бригад по ст. Ромодан была проведена проба на эффективность, при этом набежавший хвост выдавил 17 полувагонов с окатышами. Этому конечно же поспособствовало место пробы, голова уже пошла на подъем, а хвост еще находился на спуске. На пассажирском составе тормозную волну хорошо видно при срыве стоп-крана, как бежит волна сработавших ускорителей экстренного торможения